Урданета

Урданета расположена в 186 км. от Манилы, строго на север. Город не маленький, около ста тысяч человек. Из достопримечательностей — два больших торговых центра: Маджик молл и СБ молл, два рынка и два отеля — Маджоха и Лисланд ресорт, в котором я и остановилась.

Надо сказать, что филиппинцы не склонны украшать свои города деревьями, парками, впрочем как и свои дома. И единственный парк в городе, размером 8-10 гектаров, с огромными экзотическими деревьями, бананами, пальмами и красиво оформленным бассейном — это территория отеля «Лисланд». На территории, помимо основного здания, есть дюжина бунгало (отдельные домики). Именно в таком я и поселилась, наслаждаясь тропическим климатом, пением цикад и петухов, в тени огромной Акации. Было ощущение, что я живу в настоящих джунглях!

Домик в тени для меня важен ещё и потому, что я не выношу кондиционеров и никогда не включаю. Поверьте, к этому горячему влажному воздуху привыкаешь уже на второй день и не замечаешь никаких неудобств — одни плюсы: кожа разглаживается, молодеет, тают набранные в холодном климате килограммы… И даже скованность в суставах уходит. Кстати, у местного населения этой проблемы нет — они же никогда не мёрзнут!

Один недостаток у этого отеля, что заявленный ВайФай очень слабый и есть только около лобби и в ресторане, а там всегда шумно… Неудобно, что его нет в номерах, и в первый день мне так и не удалось связаться с родиной, даже из ресторана, но пришлось там задержаться — пошёл тропический ливень. Это сказка! Как будто включили большой душ! Я ужинала на террасе ресторана, а вокруг дождь стеной и внизу красиво подсвеченный бассейн, где резвилась молодёжь! Я попросила место потише и меня посадили за столик владельца — он стоит отдельно и скрыт от остальных деревьями в кадках. Ужин всего 450 песо (10дол). Все работающие в отеле очень вежливы и даже стараются предугадать твои пожелания. В этом отеле хорошо готовят и я питалась там постоянно. Правда иногда, для разнообразия, ужинала в лучшем рыбном ресторане города, как мне его отрекомендовали. Скажу, что этот ресторан мне понравился меньше, он довольно скромный по ассортименту. Удивило, что там подают мидии без створок!

Урданета — город не туристический, до ближайшего пляжа километров тридцать. Он похож на десятки таких же городов, которые мы проезжали по дороге из Манилы: Муниципалитет, церковь и рынок на главной площади, бетонные строения вдоль дорог и нитки проводов, тротуаров почти нет… Машины на Филиппинах, чаще японские, подержанные, очень популярны трициклы и джипни. Над дорогой стоит чёрный смог! Он покрывает кожу — лицо приходится протирать несколько раз в день влажным ватным кружком, который сразу делается серым… Между городов множество деревень, рисовые поля, буйволы (карабао), лежащие в грязи. Жизнь, как будто остановилась в прошлом веке, если не замечать телефонов, которыми в основном пользуются для СМС. Здесь даже выработали, специальный сокращённый английский язык, который можно с трудом понять, человеку привыкшему к нормальному английскому…

Люди в провинции абсолютная противоположность столичным! Во-первых меня приятно удивило то, что местные водители дают сдачу! Я и не ожидала этого после Манилы — теперь я всегда имела мелкие купюры при себе. Даю трициклисту 100 песо за проезд ( 3-4 км.) и он даёт мне 50 обратно! Вот это да, думаю — а я ведь даже не спросила, сколько стоил проезд. В первый раз я подумала, что это особенный честный водитель такой, но на следующий день другой поступил также!

Люди в этом городе удивительные! Все улыбаются, все счастливы и юны — пожилых людей очень мало. В первый день, я зашла в торговый центр — все оборачивались на меня и разглядывали, будто инопланетянку — думаю потому, что я белая и была единственной иностранкой в городе, на тот момент! И я выше всех здесь, чуть ли не в два раза!

На второй день, в торговом центре, меня уже узнавали. Сумку на входе не проверяли, а служащие, с улыбками во всё лицо кивали мне, приветствуя и говорили — ДОБРОГО ДНЯ МААМ! (Это от сокращённого «мадам»). За десять минут, со мной поздоровались человек сорок! Я сначала отвечала на приветствия, но их улыбки были так искренни и заразительны, что после десятка приветствий, я уже не могла отвечать, давясь от беспричинного смеха и даже забыла зачем пришла!…

Гуляя по рядам и вспоминая, что мне было нужно, я прихватила милое увеличительное зеркальце. Когда девушка-кассир его пробивала, то посмотрелась в него и залилась смехом, что-то сказала мальчику-упаковщику и тот тоже рассмеялся — вот такие они дети: в зеркальце глянули и смешно! И стояли мы так втроем, смеясь Бог знает чему, а очередь ждала и тоже все улыбались! Вообще здесь никто не раздражается, ни по какому поводу — удивительная страна! Когда я этого мальчика, попросила донести мои сумки до трицикла — он так обрадовался: то ли пройти со мной, то ли оторваться от рутины… Все его коллеги переглядывались и улыбались — мол повезло! Не страна, а детский сад какой-то, беззаботный, счастливый, как само детство народ! Такие моменты показывают, что счастье это не понятие достатка.

У выхода из СБ молла, ко мне буквально подбежал, очень веселый рикша Эдвин — вчера тоже он меня вёз. Настроение у меня было прекрасное, погода тоже, сказочные облака, на фоне синего неба — поэтому я решила поехать фотографировать окрестности. Договорилась с этим бойким юношей о цене и сделала прекрасные фотографии, которые вошли в эту книгу. Так Эдвин стал моим водителем, на время пребывания в Урданете. Правда юноше, оказалось почти сорок лет — его жена не работает, воспитывает троих детей 2-5 лет. Сказал, что зарабатывает около 300 песо в день и честно признался, что не знает где Канада! Мне понравилось в нём безграничная учтивость, то что он всё делал с радостью и никогда не называл цену — улыбался и говорил — на Ваше усмотрение Маам… Поэтому я почти всегда платила ему вдвойне.

В тот день я снимала рисовые поля, манговые и банановые деревья, пейзажи с Кордильерами на заднем плане. А на обратном пути, меня пригласил один человек, Вилли Бой, чтобы показать мне свою прекрасную коллекцию Банзаев — у него их штук 20! Живет в скромном цементном домике, там же были два его сына. Я много ездила по Урданетским закоулкам и снимала их: кое-где даже есть шикарные дома и рядом хижины… Очень резкий социальный контраст интересен для фотографии. Везде гуляют куры, сушится одежда и чуть ли не у каждого дома мини-магазинчики (палатки) со сладостями, чипсами и колой — филиппинцы большие сластёны.

Один раз мы отправились фотографировать потухший вулкан Балунгао (Balungao), с моим водителем Эдвином. Мы разговорились о ценах на землю или дом и выяснилось, что продаётся участок около вулкана, с 60 манговыми деревьями. Его знакомый — староста той деревни и я решила посмотреть на это место. Очень красиво, небольшое озеро, в котором отражается вулкан! Тихо, безлюдно… Вообще-то мы заехали очень далеко, по грунтовке, в отдаленную деревню, а потом на поля за ней и там он крикнул своего друга — тот вышел с женой и у обоих в руках по огромному тесаку… Оба они в испачканной землёй одежде, с обветренными, рано постаревшими лицами людей, добывающих хлеб в поте лица своего… Я не испугалась ни на минуту — хотя и подумала, что глупо себя ставить в подобные ситуации! У них были такие добрые глаза тружеников, которые не возьмут чужого, даже если найдут на дороге! Здесь в глубинке живут честные, счастливые, достойные люди, намного честнее чем в больших городах. Ведь нечестный человек не выживет в деревне, где он у всех на виду!

Оказалось, что в тропическом лесу отеля много постоянных обитателей — так метрах в десяти от моего домика было гнездо Сорной курицы. Такая большая куча сухих листьев, из которой она вылетала с шипением, едва завидев местных котов. Надо сказать, коты её жутко боялись, они были дикими, очень худыми и людей тоже избегали. Видимо, тут не принято кормить кошек, потому, что когда я попыталась — они не поверили в мои добрые намерения и сделав квадратные глаза, удрали. Как-то вечером, идя по мокрой тропинке, я увидела на ней тёмную кучу и когда постаралась её обойти — она прыгнула в траву! Боже, я и не представляла, что жабы бывают такого размера — с небольшую кошку!

У меня по стене бегал маленький Лизерт (ящерица) — видимо, большой не пролез в отверстие сетки на окне… Зато больших полно в ресторане, на потолке — никто их не гоняет. Я не любитель насекомых, но Лизерты безобидные, очень милые, бежево-полупрозрачные и на ощупь как-будто резиновые. Один раз, в моей комнате оказался тропический таракан — 5-6см! Разумеется я использовала против него лучшее орудие — тапочку и выкинула его за дверь. Когда через час я вышла на улицу — он был почти съеден муравьями! Причем они его перенесли на полметра… Муравьи вообще, здесь агрессивные — стоит уронить хоть крошку — на ней мгновенно куча муравьёв…

В первые дни я хотела арендовать машину, но условия слишком жёсткие, нет полной страховки. Да и когда я спрашивала на лобби отеля, где офис аренды машин — все искренне удивлялись зачем мне это нужно и неужели я умею водить? Так что я решила не экстравагантничать и оставить эту затею.

Немногим лучше оказалось в Урданете и с цветами… Я люблю цветы и казалось бы в таком климате, должно быть их изобилие! Но нет — на стотысячный город всего два цветочных магазина! В одном я буквально пересчитала весь небогатый выбор — 20 гладиолусов, штук 40 ромашек и около 30 роз — я купила 27 роз — 10 песо за штуку — 270 песо ( 6$)! Красота! Оказались свежими и долго стояли. Ещё меня удивило, что на рынке продают чищенные ананасы! Не знаю кто их покупает, с учётом жары, влаги и полной антисанитарии… На один доллар можно купить 4 ананаса.

Решила всё же посмотреть несколько домов в окрестностях и спросила на лобби — оказалось, что менеджер отеля Элизабет и есть агент. Поехали с ней и её подругой, втроём на трицикле, смотреть дома — два новых и два вторичных — 3.5 мл и 2,8млн песо. Последний наиболее очаровательный, но 70 тыс долларов — это много, на мой взгляд. Да ещё выяснилось, что здесь нельзя иностранцу купить недвижимость — нужен местный гражданин, на которого оформляют…

По дороге я спросила Элизабет, почему в отеле не делают свежевыжатый сок. Она говорит: «купи фруктов, мы выжмем, нет проблем»! Короче катались мы целый вечер, а потом поехали мне за фруктами для сока, аж в другой город Розалес. Там огромный шикарный торговый центр SM, где есть всё! Я купила розовый чемоданчик — очень милый… На обратной дороге ели какие-то булочки из риса — вкусно… И как мы только поместились втроём на трицикле, да ещё и с чемоданом — непонятно! Но доехали на удивление, комфортно. А вот сок, мне отжали отвратительно, вперемешку с пюре из мякоти… Больше я не просила: чего не умеют — не заставишь.

Надо сказать, что мне было всё интересно на Филиппинах, а разговаривать с разными людьми особенно — они охотно идут на контакт и рассказывают о себе. Но и тебя забрасывают вопросами в ответ. Все спрашивали замужем ли я, есть ли дети — такие простые и прямые… Удивляются, что замужняя леди путешествует одна! А один официант, прямо спросил, зачем я в Урданете… Я и ответила прямо, что приехала увидеть знаменитую Эстер Браво — он удивился и не поверил!

Горничная отеля, что убирала мою комнату не брала деньги, хотя я ей и говорила чтоб взяла. Когда давала ей в руки — радовалась, благодарила… Но потом всё равно не брала со стола, зато стала вешать мне новые кипельно-белые полотенца в благодарность, и не два, а три! Приятно. А сначала полотенца были очень поношенные…

Город — это прежде всего люди, живущие в нём. И твои отношения с ними это и есть отношения с городом. Не всегда было время вызывать Эдвина и поэтому я ездила на тех трициклах, которые попадались и иногда случались недопонимания. Например, к моему отелю было запрещено проезжать трициклам, по главной дороге и часто приходилось ехать в объезд, через рынок, пробки… Эдвин знал все закоулки и всегда миновал самые людные места.

Один раз я возвращалась в отель и незнакомый водитель, увидев полицейского, остановился в сотне метрах от отеля… Сказал что дальше проезд запрещен и он это не нарушит, потому что вон полицейский сидит в тенечке, ест сэндвич… И готов был меня высадить и денег не взять! Ничего себе, думаю! Я вышла из трицикла, подхожу к жующему полицейскому и говорю: «сэр это что у Вас за правила такие, что рикша не может отвезти меня в отель, увидев Вас? Почему не разрешаете? И как мне добраться до отеля — не пешком же в такую жару? Полицейский, продолжая жевать, подходит к трясущемуся рикше и приказывает доставить меня — тот обалдело кивает головой, я сажусь в коляску и наконец-то мы прибываем в спасительную тень джунглей отеля!

После, когда я проезжала мимо этого полицейского, то всегда кивала ему приветствуя, махала рукой, а он всегда улыбался и отдавал мне честь!  Вот такой удивительный город Урданета, где столько людей сразу оставили о себе самые светлые воспоминания. Наверное, только в этом городе и могла появиться такая замечательная женщина, как Эстер Браво — о ней в следующей главе.