Открытие памятника национальному герою Хосе Рисалу в Лас Пинасе

Хосе Рисал (José Rizal, 1861г.-1896г.) — филиппинский и малайский писатель, поэт, переводчик, идеолог возрождения народов Юго-Восточной Азии. Рисал был полиглотом. Получил высшее образование в Европе (Центральный университет Мадрида и Гейдельбергский университет), свободно владел немецким, испанским, португальским, французским, итальянским, английским и нидерландским языками. Кроме того, он выполнял переводы с арабского, шведского, русского, китайского, греческого, иврита, японского, латинского, санскрита. Основные произведения Рисала, романы «Не прикасайся ко мне» и «Флибустьеры», переведены на русский язык. Рисал знал русскую литературу — Гоголя, Тургенева, интересовался учением Толстого. Казнён за подготовку восстания против испанского господства на Филиппинах. День казни Рисала отмечается на Филиппинах, как национальный праздник — День Рисала.  Он прожил всего 35 лет, но стал символом образованности, прогресса и независимости для Филиппинцев!

На открытие памятника, в Манилу, я приехала заранее, из Урданеты. Поселилась в отеле Midas, где уже остановились скульптор Григорий Потоцкий и Ольга Барэ. В Маниле шёл проливной дождь, когда за полчаса, улицы превращаются в бурлящий поток по колено и уже не видно колёс машин…

На открытии памятника 25 июня, в Университетском городке Лас Пиньяса, тоже шёл ливень! За нами заехала ассистентка сенатора Манни Виллара, которому и принадлежала идея установить этот памятник, в строящемся под его патронажем, Университетском городке. Памятник национальному герою сразу стал символом городка! Вдоль дороги были развешаны плакаты с памятником Рисалу и имя Григория Потоцкого большими буквами!

Мы не ожидали, что на открытии будет 1500 человек, красная дорожка, оркестр, кареты, почётный караул, костюмированное шоу и балет! Был посол России на Филиппинах Николай Кудашев, рыцари ордена Рисала в специальных одеждах с геральдикой и конечно, сам сенатор Виллар с семьей. Его сын, 30-летний Марк уже конгрессмен, от округа на территории которого и расположен университет. 

Как-то сразу, главные гости со скульптором, человек тридцать, поехали к памятнику Рисалу. Это примерно в километре  от большого конференц-зала, в виде собора, где проходила официальная часть церемонии. Памятник установлен на шикарный постамент, трёх метров высотой. Ведут к нему плиточные дорожки, а за их пределами, после ливней, образовалась грязевая жижа по колено…

Туда и упал один из рыцарей ордена Хосе Рисала, идя на открытие. Барахтался он там довольно долго — весь его белый костюм, вышитый золотом, оказался серым… Шёл проливной дождь — сплошная стена дождя, все мы вымокли до нитки и с одежды стекала вода. Хорошо, что было тепло: +30!  Свою камеру я даже достать не рискнула! После, когда дождь немного перестал и мы наконец-то смогли запечатлеть памятник, в эту же грязевую лужу наступила Оля, ища лучший ракурс для съёмки и её красивые босоножки стали неузнаваемы! Охранник памятника любезно вызвался их помыть, в фонтане.

После открытия мы вернулись в собор-конфренц-зал и началась официальная программа выступлений с Григория Потоцкого. Я его переводила — нелегко говорить на полуторатысячную аудиторию! Да ещё и экспромтом, не зная заранее текста. Ведь Григорий никогда не готовит текст, но всегда говорит увлечённо и интересно! Он сказал, что создал поэта в его последние мгновения жизни, когда он простирает руки в полёте к бессмертию, к вечности! Газеты и вышли с такими заголовками: «Полёт в вечность Хосе Рисала»! 

Все выступления предворялись показом видео на большом экране, выступлением балета и хоровым исполнением поэзии Рисала. И хотя я сорвала голос немного позже, переводя интервью Григория для двух газет и каналов ТВ, в полнейшем шуме, этот день запомнился мне необыкновенной атмосферой праздника!

Памятник понравился всем! Мэр Сан-Педро Каликсто Катакиз тоже захотел памятник, в исполнении Григория, для своего города! К Григорию было не подступиться — после завершения официальной программы, все хотели с ним сфотографироваться, взять интервью! И мэр Катакиз скромно подошёл ко мне, с просьбой о памятнике и разговоре с Григорием. Я попросила его не отходить далеко и подождать пока Григорий даст интервью — журналисты уже готовились. Мэр дождался Григория и они договорились — надеюсь мне посчастливилось стать крестной, новому памятнику на Филиппинах!

Странно, что после такого грандиозного открытия, не было официального обеда… Хотя во время концерта раздавали тарелочки с сэндвичами и лапшой, но большинство не стало есть… Потом мы объяснили помощнице сенатора, что это неправильно —  русские не едят во время концерта. Кстати, Григорий предложил сенатору Манни Виллару вылепить его портрет, и он сначала согласился, но потом велел своей помощнице спросить его детей и они сказали, что не хотят портрет отца… Что якобы, на Филиппинах, не принято лепить портреты живых людей!

Мало сказать, что Хосе Рисал национальный герой Филиппин — он их культура, гордость, идущая от сердца каждого филиппинца! Они отдают ему дань уважения от души — вот несколько примеров. В тот же день мы с Григорием пошли в форт Манилы «Интрамурос» и как только он заикнулся, что подарил памятник Рисалу в Лас Пиньясе — кассир и охранник пропустили нас бесплатно! Да ещё и поблагодарили за памятник!  Весь форт связан, опять же с Рисалом — это была тюрьма, где он сидел. В музее есть его кость, пробитая пулей и его шаги в бронзе — последний путь перед расстрелом… 

Когда я улетала из Манилы, проходя паспортный контроль, я должна была доплатить за лишние дни пребывания (бесплатный въезд до 21 дня). На вопрос офицера паспортного контроля — почему я задержалась — ответила, что мы подарили и открывали памятник Рисалу. Он искренне поблагодарил меня и пропустил без доплаты! Разве возможно такое в России или Канаде? Чтобы офицер, на паспортном контроле, решал сердцем и симпатиями, а не по уставу? Эта неформальность приятно удивляет!

Во время всей поездки, у меня было ощущение, что филиппинцы не только очень гостеприимны, но и хотят сделать всё, чтобы тебе было удобнее. Возвращаясь из Манилы в Ванкувер (для пересадки до Монреаля), я должна была за час, пройти паспортный контроль и взять багаж, чтобы пройти таможню. Один филиппинец, помог мне снять чемодан с ленты транспортера и сказал, что узнал меня по фотографиям в газете! Выяснив у него, что эту газету «Манила тайм» он читал в самолёте, я разумеется подошла к девушке из Филиппинских авиалиний и попросила газету из манильского самолёта, пояснив что там статья об открытия памятника Рисалу и я крупным планом! К моему удивлению, она не отказала! Позвонила кому-то по рации и сообщила мне, что команда самолёта уже пересекла границу и нам нужно подождать, когда уборщики войдут в самолёт, чтобы попросить их взять газету! А времени у меня не было — минут 15 и нужно бежать… Я её тороплю и она опять кому-то звонит — через минут 10 говорит мне, что газету везут на электромашинке! И о чудо ещё через несколько минут газета у меня в руках — как прощальная улыбка Хосе Рисала!

Наталия Бронзова
Манила, 2011г.